Бугров Дмитрий, Власенко Владимир и Шмаренков Павел в велопроекте

"ОРШИНСКИЙ МОХ ЗИМОЙ" или "ЗОВ БОЛОТА -2"

Собственно, у нас уже есть небольшой опыт путешествий по болотам и близким к ним территориям. Самое серьезное до этого путешествие было по болотам заповедника Завидово, когда приходилось тащить велосипеды через высокую сросшуюся траву, кормить орды комаров, форсировать грязные каналы глубиной по пояс и с велосипедами и рюкзаками в руках переплывать через речки. Но всё это было летом…

Идея похода в Оршинский мох родилась как-то поздней осенью, когда я листал недавно приобретенный километровый атлас Тверской области. Уникальное даже с топографической точки зрения место: озера, окруженные со всех сторон болотами, на озерах – три деревни, дорог в привычном понимании слова к ним нет, лишь тропинка, обозначенная пунктиром…
У меня буквально потекли слюни. Надо туда ехать! Стало ясно, что единственное подходящее время для такой поездки – либо глубокая осень, когда все замерзнет, снега много не будет, и можно будет перемещаться по льду озер; либо ранняя весна, когда лед еще не растаял, а на снегу образуется крепкий наст.
С осенью как-то сразу не получилось – погода была не та, да и других дел много было. Оставалась зима/весна…

Планировалось выдвинуться из деревни Сутоки, двигаться по тропе/дороге на юг до деревень на островах, а затем, используя GPS и часть маршрута Игоря и его товарищей, добраться до села Денисовское. Оттуда всё просто - Орша и в Тверь.

Все случилось в выходные 26-27 марта.

Изначально мы планировали доехать до деревни Сутоки еще в пятницу вечером, однако целый ряд обстоятельств этому помешал.
Выдвинулись вдвоем с Вовой с Ленинградского вокзала на первой до Твери электричке в 6.32. Дима должен был подсесть на Петровско-Разумовской. Однако электричка поехала на 7 минут раньше и он опоздал на неё на 2 минуты. Хорошее начало…

Не доверяйте сайту www.tutu.ru, т.к. расписание электропоездов, выложенное там, некорректно и может быть использовано только для примерного планирования. Хотя, в целом, сайт полезен.

Мы встретились все на Моссельмаше и доехали до Зеленограда, где в ожидании следующей электрички покатались часок по городу.
Вторая электричка едет чуть ли не на час быстрее первой, поэтому потеря времени частично была компенсирована.
Тверь встретила нас ужасной слякотью и грязью... Температура воздуха на вокзальном табло +1С, хотя по ощущениям было +3C минимум.

До Суток было 65 км и мы решили не тратить время и силы на езду на велосипедах по грязному шоссе (да и удовольствие в таких условиях это весьма сомнительное), и взяли грузовую газель за 650 рублей (10 руб. за километр). Все обычные таксисты с грузопассажирскими газелями разъехались на рыбалку и пришлось потратить минут 40 на поиски подходящего варианта.

До выезда из города мне пришлось сидеть в кузове, потом перелез в салон к друзьям на колени, т.к. с комфортом втроем на двух сиденьях не разместиться…

Наконец, в 12.40 мы выгрузились в Сутоках. Поход начался! Поехали на южный конец деревни. Вернее, попытались. Утрамбованный когда-то снег превратился в кашу и крутить педали было реально тяжело. Пошли пешком с велосипедами в руках. И это по древне! Что же дальше будет, когда пойдем по болоту и лесу?

Прошли деревню, пообщались с местной парой, которые порекомендовали держаться следов и электрических опор. Хорошо хоть следы есть!

В лес вошли в 13.30. Прощай, цивилизация.

Идти по лесу было тяжело – проваливаешься в рыхлый снег то по голень, то по колено. Но, иногда получается идти по щиколотку. Снег моментально налипает на колеса, раму, втулки и велосипед становится под 20 кг весом… К тому же за спиной довольно приличные рюкзаки – еда, палатка, сменная одежда, спальник. Пошел дождь к тому же. Мы двигались максимум 3 кмч с остановками на отдых через каждые метров 300. Хорошо хоть до нас тут прошел кто-то и было видно, где особенно глубоко. Да и старый, еле заметный след от снегохода, по которому мы шли, не позволял проваливаться по пояс.

К выходу из леса (около 2,5 км от деревни) погода начала меняться – подул ветер, практически закончился дождь, и даже иногда в разрывах облаков выглядывало солнце. И вот мы вышли из леса – перед нами открылся широкий простор, сначала практически чистый, а с пол километра вперед – поросший мелким (в метра 2-2,5 высотой) сосняком. Иголки у этих мини-сосен были желтые. Местность вообще уникальна – похоже на лесотундру, что ли. Никак не Тверь…

Резко усилился ветер, поползли черные тучи, пошел мелкий и острый град. Хорошо, хоть ветер в спину дул, а не в морду лица. Идти стало еще тяжелее, куда-то пропали следы?..

Вышли к столбам, на которых не было проводов (мы сначала по лесу шли вдоль них, потом свернули). Часть столбов – повалена. Проходили 3-4 столба и останавливались на отдых – пили чай из термоса с медом и лимоном. Вставали и шли дальше. 3-4 кмч.

Стало холодать. Снег стал гораздо меньше налипать на велосипеды. Снова неожиданно как из-под земли появились следы. Ветер уменьшился. Идти стало легче. Но не быстрее, почему-то.
Еще через какое-то время с севера на горизонте появилась широкая полоса синего неба и, вскоре все вокруг залило солнцем. Ага, поняли мы, недавний ветер и дождь со снегом были, очевидно, атмосферным фронтом.
Изменение погоды мы восприняли как настоящее чудо. Сильнейший ветер практически стих. Синее-синее небо, зеленеющий вдалеке лес, и яркое солнце навеивали стойкие летние ассоциации. Настроение стало приподниматься.

В спокойном и не таком изматывающем ритме мы продолжили движение и, пройдя через участок горелого леса вышли, наконец к заливу, через который в 200стах метрах стояли дома д.Заречье.
Было это в 17.30. Таким образом, от конца деревни до выхода к озеру мы прошли около 10 км за 4 часа.

На берегу озера встретили мужика-почтальона с вилами. Это был легендарный Миней. Это он утром шел из суток, проверяя вилами дорогу перед собой (мы далеко не сразу догадались по следу, что это вилы). На вид Минею лет 50-60. Немного поговорили о том, о сем. Он предложил заночевать в одном из брошенных домов, но мы отказались – уж очень хотелось поспать в палатке и спальнике.
Двинули на мыс озера Глубокое на ночевку. На озере снега выше колена, внизу – вода. Идти очень тяжело. Даже велосипеды проваливались по ось.

Нашли подходящее место, расчистили лопаткой места для костра, для сна и проч. Сварили гречневую кашу с тушенкой, вскипятили воду и сделали чай. Сытно покушали, выпили по 100 грамм водки и легли спать в палатку.
Перед этим наблюдали красивейший восход ярко оранжевой, на четверть неба Луны, а потом много-много звезд. В Москве небо зимой имеет розовый, довольно яркий свет, и ни о каких звездах не может идти и речи. Тут хоть вспомнили, как они выглядят…

Легли спать в 22.00. Страшно устали. Ночью я спал плохо – болели сильно тазобедренные суставы, что впервые наблюдалось и заставляло нервничать, и на боку лежать было больно, а на спине тесно, т.к. палатка рассчитана на двоих. К тому же Дима конкретно храпел всю ночь.

Еще не было семи (здесь и далее – по зимнему времени), когда мы проснулись. К утру температура опустилась до -14С градусов, но никто вроде не замерз – спасибо теплым спальникам. С утра настолько все заледенело, что даже сапоги одевали минут 10 - они были совершенно дубовые, а шнурки походили на проволоку – гнулись и держали форму.
Разожгли костер, который половину вчерашнего вечера топил снег под собой, разогрели остатки каши, сделали какао со сгущенкой – позавтракали. По поводу костра зимой – очень важно докопать максимально глубоко до земли, в противном случае бОльшая часть энергии огня будет идти на растопку снега под кострищем, и готовить еду придется гораздо дольше. А вообще, мы решили переходить на газовую горелку – быстро, легко, удобно и посуду потом от копоти не оттирать.

Итак, идти до Орши оставалось минимум 25 километров и мы, посовещавшись, рассмотрев опыт прошлого дня, решили возвращаться в Сутоки, а оттуда – на велосипедах в Тверь. Утешали себя тем, что до деревень мы дошли-таки. И на велосипедах немного покатаемся хоть.

В начале 11-го собрали вещи и вылезли с берега на озеро…

Сначала Дима сказал: “О, пацаны, я Иисус Христос” и пошел по озеру. Я посмотрел, усмехнулся, сел на велосипед и… поехал со скоростью 15 кмч!!!! Вчерашняя оттепель, которая не позволяла нам нормально идти даже по снегу, утрамбованному снегоходом, сегодня преподнесла нам поистине царский подарок. Наст был такой крепости, какую я никогда еще не видел. Какие теперь, нахрен, Сутоки? ЕДЕМ В ОРШУ!

Мы поехали, ориентируясь на точку выхода группы Игоря на озеро Белое. Тут нам попались два рыбака из Орши, которые пришли на лыжах, и посоветовали нам ехать обратно – мол, там есть зимник.
Через некоторое время мы действительно выехали на зимник, отличный твердый зимник, и поехали по нему аж 15 кмч. Светило солнце, кругом мелькал нереально интересный пейзаж и чувство эйфории переполняло нас. Жалкие 15 минут – и мы на оз. Либевец. Казалось, осталось проехать совсем немного и недолго и будет Орша. Как мы ошибались…

Выехав на Либевец, мы решили, что это Щучье. У нас не было карты, т.к. свою я в последний момент забыл дома, а еще одну – распечатку - Вова потерял где-то в районе ночевки. Был только GPS, но там тоже это было не очевидно.
Свернули на ложный снегоходный след, который закончился петлей. Попробовали было сунуться напролом на зимник, но, выбравшись на берег, стали быстро и глубоко проваливаться – пришлось ехать обратно по следу.

С каждой минутой солнце всё больше грело снег и ехалось уже не так, как сначала. Скорость падала – 12 кмч, 10 кмч и стабилизировалась на уровне 8-9 кмч. Я подспустил заднее колесо – немного легче, но это дало временный эффект. Стало уходить много сил на прокрутку колес. Мы уставали. И если вчера мы пили сладкий чай, насыщенный микроэлементами меда, то сегодня в термосе был лишь чай без сахара с сильным запахом дыма с костра. Организм отчаянно просил углеводов.

В районе озера Светлое мы как-то резко начали уставать - велосипеды перестали ехать. Слезли – пошли пешком. Потом опять сели и поехали. То так, то так мы двигались потом практически всю оставшуюся дорогу. Это, конечно, выбивало из ритма и, в конечном итоге, тратило больше энергии. Я, как самый худой, без внешней подпитки, без углеводов стал особенно быстро терять силы…

Тут мы выехали на примыкающий слева буквально вчерашний снегоходный след, который был довольно твердый, что позволяло ехать по нему 10 кмч. Однако это тоже принципиально не спасло положение. Особенно для меня. Гусеница снегохода приминает снег и оставляет глубокие желобки перпендикулярно ходу движения на расстоянии около 1.5 см друг от друга. Это расстояние идеально совпало с расстоянием между рядами длинных резиновых шипов на моем переднем колесе – оно начало очень хорошо ходить слева направо по колее. Началась интенсивная работа руками. Время от времени я вылетал за борт в целинный снег и падал. Все это в совокупности приводило к резкому снижению сил.

Весеннее солнце довольно активно пригревало, и наст уже не держал так хорошо, как вначале, проваливался через раз, поэтому мы держались снегоходного следа – он принципиально совпадал с направлением движения.
Мы выехали на северо-восточный угол поля торфоразработок и поехали строго на юг – по следу, хотя надо было уже забирать на запад начинать. Подходящих же ответвлений следа не было и мы продолжали ехать строго на юг, затаив надежду, что вот-вот появится резкий поворот в сторону Орши.

Нам снова повезло. Строго направо в сторону леса из которого вдалеке торчала оршинская труба пошла какая-то дорога. Видимо давно, в середине зимы здесь проехал гусеничный трактор. Ехать было очень тяжело, мы очень устали, и, перекусив отвратной краковской колбасой двинули пешком на запад по этой «дороге». По GPS до Орши напрямую было 7,5 км…
Через 3 км появился разворот и следы от УАЗа, по которому можно было ехать с горем пополам 7 кмч. Буквально через 1 км слева подошла большая грязная дорога и мы, переодевшись в немаркие штаны, двинули по ней. Дорога оказалась активно эксплуатируема местными – они по ней на рыбалку ездят (мы встретили 2 машины и 3(!) Урала с люльками). Попутно месят торф со снегом, что на солнце становится жуткой грязью. На удивление по этой грязи ехать было легче, чем по снегу. Сначала.
Чем ближе к Орше, тем хуже становилась дорога, превращаясь в грязную снежную кашу. Все говорило о том, что снег здесь не чистят совсем. Мы были усталые, голодные и злые. Мы решили, что если нам попадется еще один Урал с люлькой, то мы его остановим и побьем водилу за то, что так к дорогам относятся. Но Уралов больше не было…

Орша – ужасная дыра зимой. Виды улиц, домов и, главное, дороги наводили на нас страшную тоску. Было около 17.30, когда мы выехали на главную оршинскую «площадь». Сил ни моральных, ни физических не было, чтобы ехать своим ходом до Твери, несмотря на то, что оставалось жалких 30 км. Мы подошли к мужику на газели, но он уже выжрал и ехать отказывался. Рядом стоял рейсовый ПАЗик на парах. Практически уверенный в неудаче я подошел к водиле и попросил довезти дол Твери. Он должен был отказать, он мог отказать, но он согласился. Мы сняли передние колеса и погрузили велики, рюкзаки и себя. Автобус тронулся и минут через 40 мы были на вокзале.

Электричка уехала за 5 минут до нас, но, решив, что такова наша судьба в этом походе, мы не расстроились, а зашли в здание вокзала на перроне и, удобно расположившись, скушали каких-то пирожков и выпили какой-то газированной дряни.

В Твери очень интересно устроена система покупки билетов на электричку – работает только одно окошко и в него очередина человек в 50, а на входе на платформу стоят какие-то дружинники, которые проверяют билеты. Времени и желания стоять в очереди не было, поэтому мы дали дружиннику – оборотню 100 рублей (что примерно в 4 раза меньше честного билета) и сели в электричку.

Обратно ехали в чистом и теплом вагоне, людей было немного. В начале вагона – большое пространство, где удобно разместили наши грязные велосипеды. Короче, обратно мы доехали как боги.
По мере того, как усталость уходила из тела, а организм насыщался калориями и жидкостью, к нам приходило осознание значимости проделанного маршрута и чувство преодоления трудности, которое трудно с чем-то сравнить, которое, наверное, и отличает человека от животного.

Сейчас, конечно, я прокручиваю в голове все детали этого похода и понимаю, что, вероятно, можно было проехать все быстрее, с меньшими затратами сил и не так вымотавшись. Ничего сверхтрудного, в общем, не было. Но, с другой стороны, трудно представить, что три человека, проходящие в день максимум 3 км от метро и до метро, подняв свои задницы с офисных кресел, смогут вприпрыжку пробежать по болотам и озерам Оршинского Мха 40 км…

Всё прошло просто замечательно. Поставленная задача выполнена полностью. Мы обязательно вернемся обратно через год и пройдем новым маршрутом. До скорого свидания, Орша…

Отдельное спасибо нашим женам, которые терпят нас такими, Игорю Маяченкову за предоставленные данные о походе по Оршинскому Мху и корпорации TREK, которая делает такие классные горные велосипеды.

Оглавление



Hosted by uCoz